Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Администрация Жуковского района

Официальный сайт


Памятные места

Древний город Вщиж

Вщижское княжество существовало в XI-XII веках. Его князь Святослав Владимирович — племянник великого черниговского князя Святослава, по прозвищу «Святоша». Все они потомки Ярослава Мудрого и Владимира Святославича «Красна Солнышка». Святослав Владимирович, князь Вщижский, его потомок в шестом колене.

Вторым князем-владельцем Вщижа был Святослав Всеволодович из рода Олега Святославича, тоже из потомков Ярослава Мудрого в пятом колене, получивший по своему прадеду Олегу прозвище «Гориславича». Со времени Святослава Всеволодовича город Вщиж перестал считаться центром самостоятельного княжества.
Все это было почти во времена «Слова о полку Игореве», когда состоялся поход на половцев князя Игоря Святославича, главного героя «Слова», Святослав Всеволодович и Игорь Святославич были двоюродными братьями. Их отцы — Всеволод и Святослав — сыновья Олега Святославича (Гориславича).

А вот что рассказывает Н. М. Карамзин в примечании к событиям, связанным с нашим городом Вщижом: «Сей древний город есть ныне село Вщиж, в Орловской губернии, на берегу Десны, в 40 верстах от Брянска, в 90 верстах от Стародуба, и принадлежит Михаилу Николаевичу Зиновьеву, который по своей благосклонности писал ко мне следующее: «В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иоанном к Петром Алексеевичами (читай — Петр 1-й) к Царевною Софьею моему предку, было городом особенного Удельного Княжения. Еще доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. (Увы! Где они ныне?) Никто не знает, когда и кем эти кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе, и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. (Это место и сейчас можно угадать.) Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее».
Здесь же Н. М. Карамзин приводит текст из Киевской летописи:

«Пойде Святослав кы Вщижю, и Всеволодичи с ним оба, и Рюрик сы Киевским полком, и Олег Святославич, Роман (Ростиславич) из Смоленска, Всеслав (Васильевич) из Полоцка, Конятин Спрославич сы Галичаны, и стояша у него 5 недель… и на этом целова крест Володимирич кы Святославу, яко имети ему его в отца место…»
Известно, что еще до Великой Отечественной войны и после нее (в 1948- 1949 годах) здесь, во Вщиже, производились раскопки под руководством академика Б. А. Рыбакова. На странице 156 своей книги «Язычество Древней Руси», рассказывая о раскопках древнего святилища на Благовещенской горе во Вщиже, Б.А. Рыбаков пишет: «внешне святилище выглядело как настоящая крепость на высоком берегу Десны: глубокий ров, высокий подковообразный вал и деревянные стены (ограда?) по верхнему краю площадки…

На городище вплоть до конца XIX века стояла деревянная церковь Благовещения… Название церкви было связано с древней сущностью южновского, неславянского святилища…» (5-го века до нашей эры — 5- 7-го веков нашей эры).
Вот к каким временам относит Б. А. Рыбаков существование вщижской культуры.
Много интересного рассказывает он о Вщиже в другом труде «Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж» (М., 1953 год). Есть и другие работы по истории этого города. Они свидетельствуют о важном значении древнего Вщижа в истории нашего края, нашей Родины.

Вщиж — это недалеко от Овстуга, родины великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Здесь родились строки его знаменитого стихотворения: «От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?..» Оно датировано 17 августа 1871 года. В эти августовские дни поэт побывал во Вщиже. Менее чем через два года он умирает в далеком Петербурге. Но Вщиж благодаря этим строчкам остался навечно в поэзии русской.

Что же сейчас представляет собой это древнее городище?
Неперспективное село Вщиж Дятьковичского сельского Совета Жуковского района Брянской области. 36 хозяйств, 53 человека жителей, из них 10 работающих в колхозе «Красным Восток». Остальные — пенсионеры. Нет ни одного ребенка школьного возраста. В прошлом году только один мальчик закончил 8 классов средней Шамординсксй восьмилетней школы. Сейчас он учится в Жуковском СПТУ. Ни магазина, ни отделения связи, ни медпункта, ни школы. Нет памятных зданий и не видно, почти нет курганов» — распаханы. Я еще помню: в начале 60-х годов была какая-то маленькая деревянная церковь. С разрешения Брянского облисполкома и она была разобрана на нужды крупного тогда колхоза имени Мичурина.
Сейчас здесь начинают хозяйничать дачники. Многие пустые дома им продали наследники, убежавшие в города. Колхоз «Красный Восток» продал дачникам здание школы из красного кирпича, построенное здесь когда-то в 1870-1680 годах земством — единственный памятник недавнего прошлого. Не то что древнего. От того — ничего нет!

Предлагаю для увековечивания памяти древнего Вщижского городища ввести его в состав комплекса тютчевских экскурсий. Благо уже улучшена дорога на Вщиж от трассы Брянск — Рославль, Брянск — Витебск. Остается только поставить указатель: «Вщиж. Древнерусское городище. 6 км». Поставить небольшой памятник со словами стихотворения Ф. И. Тютчева «От жизни той…» с датой 17 августа 1871 года. И, наконец, восстановить древнюю церковь по образцу Покрова на Нерли. Здесь, на Вщижском холме, над деснянскими просторами, она будет смотреться не хуже, чем там, на Нерли, у Владимира, Это наш долг. Долг нашей совести перед умершими.

Я верю, что все это и многое другое будет нами сделано.

(По материалам Н. Мишина, учителя истории, деревня Дятьковичи Жуковского района Брянской области).

Расстрелянная Матреновка

После того, как через Матреновку прошли вражеские фронтовые части и наполовину сожгли ее, жители, помогая друг другу, вырыли землянки для тех, кому негде было жить, восстановили колхоз. В фашистском тылу он просуществовал до июля 1942 года. Коллективное хозяйство не просто существовало само по себе. Оно было связано с партизанами, помогало им, чем только могло. По весне селяне сеяли из лукошек рожь, сажали картошку. А когда приходила пора убирать урожай, партизаны, перекинув за спину автоматы и винтовки, ночью брали в руки косы и грабли. Утром, к изумлению фашистов, поля уже были пусты.

Повальные обыски ни к чему не приводили. Тем не менее, колхозники ели хлеб. Иногда полицейские находили в избах молоко, хотя ни одной коровы в деревне не было. Жестоко расправлялись гитлеровцы с матреновцами за их связь с партизанами. Расстреливали заложников. С наступлением темноты, убивали каждого, кто показывался на улице. После партизанских вылазок жгли дома.

Скорбная участь постигла деревню Матреновку Жуковского района. Гитлеровские захватчики, обозленные стойкостью и мужеством русских людей, сожгли дома, а жителей расстреляли. Чудом уцелела А.Г.Тиликина. Не звонят в Матреновке торжественные траурные колокола, не горит огонь партизанской и воинской славы, но живая память навсегда застыла в глазах Анны Георгиевны.

К весне сорок третьего в Матреновке осталась лишь одна изба. И все-таки деревня жила, зарывшись в погребах, сбившись по несколько семей в одной землянке. Несмотря на пытки и расстрелы, население так и не выбрало себе старосту, не дало ни одного человека для работы в полиции.

С помощью матреновцев партизаны не раз громили оккупантов. Фашисты бесновались. Они не раз вымещали свою злобу на стариках, женщинах, детях.

…Самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 года. К утру 20 мая две эти деревни были плотно оцеплены. На возможных подходах партизан были поставлены засады с пулеметами. В пять часов утра началось…
…Группы солдат стали «обрабатывать» землянки, где находились перепуганные люди. Их тут же убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. А если кто из раненых шевелился, их пристреливали из автоматов. Затем убийцы, выходя из землянок, бросали туда по несколько гранат. Все рушилось, горело, рвалось в клочья. Кровавая расправа длилась несколько часов. Лишь под вечер каратели ушли.

Черный дым над деревнями, треск выстрелов и взрывы гранат напугали жителей близлежащих деревень. Лишь спустя несколько дней самые смелые пришли в Белево и Матреновку и похоронили останки погибших. Где погибли, тут же и хоронили то, что осталось на виду.

стался ли в живых кто-нибудь? Да, остались — две женщины и подросток одиннадцать-тринадцать лет. Вот от них и стало известно все, что произошло в Матреновке. Это очевидцы матреновской трагедии. Других очевидцев в Матреновке нет…

© 2003-2017. Администрация Жуковского муниципального района.

242700, Брянская область, Жуковский район, г.Жуковка, ул.Октябрьская д.1, телефон (48334) 3-26-71, факс (48334) 3-12-82, E-mail: adm@zh32.ru