Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Администрация Жуковского района

Официальный сайт


Октябрь 22nd, 2010 | Рубрика: Новости и события

Полвека греет семейный очаг

Много это или мало – судите сами. В 1960 году из поданных 1310 заявлений в Жуковскую школу-интернат было принято всего 120 детей в 1-4 классы из 18 районов области. В 1961 году после сдачи в эксплуатацию 3-х этажного общежития стали набирать детей в старшие классы и летом первые 8-классники отпраздновали вместе с преподавательским и техническим персоналом школы-интерната выпускной бал.

Каждый год дети, лишённые по разным причинам возможности ощущать тепло родительского крова, под постоянными и неустанными вниманием и заботами воспитателей, а ими были не только преподаватели, но и работники кухни, прачечной, технический персонал, покидали с путёвкой в самостоятельную жизнь ставшие родными стены этого необычного уголка, расположенного на живописной окраине Жуковки. Сколько их, согретых сердечным отношением  и любовью, выпущено в свет? Сколько? Много или мало?

Иван Федосеевич Борисенко

1 сентября 1960 года Иван Федосеевич Борисенко, утверждённый первым директором Жуковской школы-интерната, совместно с коллективом учителей и технических работников руководил подвозкой мебели и оборудования, необходимого для возможности ведения не только учебного процесса с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, но и для создания им условий жизни, максимально приближённым к семейным, домашним. А опыта-то не было. Было только огромное желание видеть не грустные глаза ребятишек, а зажечь в душах рано повзрослевших парней и девчонок надежду в радостных днях, помочь им определиться в жизни, оправдать их чаяния и стать их настоятелями.

Значительную помощь в приобретении навыков контакта с детьми сложной судьбы оказали коллеги Жуковского санаторного детского дома. Ближайший помощник Ивана Федосеевча – заведующая учебной частью Галина Александровна Дробкова, совместно с воспитателями и учителями Татьяной Евдокимовной Тарасовой, Надеждой Васильевной Родионовой, Владимиром Тимофеевичем Соковым, Галиной Степановной Пименовой, Марией Николаевной Рукавишниковой и другими ездили на семинары в Новозыбковский детский дом, в Брянск, по крупицам собирая методическую и познавательную литературу,

Первокласник Радченко Саша

приобретая опыт и навыки. И это не могло не удастся, хотя в целом работа для только что созданного коллектива была «целиной», а каждый работник школы от директора до сторожа – «первооткрывателем».

В первой декаде октября неделю длился приём детей из 18 районов области, и вот первые 120 воспитанников 19 октября 1960 года приняли непосредственное участие в официальном и торжественном открытии Жуковской школы-интерната, на которое прибыли представители области, района, местных предприятий и организаций. Пульс жизни, стимулируемый радостными звонкими детскими голосами, ритмично стал отстукивать время.

Запоминающимся был первый Новогодний вечер, в котором приняли участие все без исключения. После торжественной части состоялся концерт, подготовленный совместно с ребятами. Каждый сотрудник выступал со «своим» номером. Читали стихи, пели песни, танцевали, устраивали аттракционы и конкурсы. Особенно запомнился «танец с саблями», подготовленный под руководством Евгения Леонидовича Солдатенкова. А запомнился тем, что, не имея костюмов и соответствующей атрибутики, танцевальный коллектив настолько живо и непринуждённо заразил зрителей, что многие не удержались и пустились в пляс. Новогодний вечер длился настолько интересно, что разошлись ребята только в пятом часу утра.

Интернат

В первый же год, весной 1961, чуть ли не каждый день устраивались работы по благоустройству прилегающей территории, вывозили строительный мусор, засевались семенами саженцы жёлтой акации, разбивались клумбы и цветники. Выравнивались дорожки, вдоль которых садили декоративные кустарники, а у зданий – кусты георгин, корнями которых делились жители окраинной Жуковки.

Летом была организована работа первого в жизни школы-интерната пионерского лагеря, где наряду с отдыхом ребята занимались и спортом под интересный, зажигательный ритм, проводимый Анатолием Фёдоровичем Малолетним. И потекла жизнь, сравнить которую можно с полноводной рекой. И водовороты были, и пороги, казалось, непреодолимые встречались на пути. Но упорный и порою незаметный труд таких великолепных людей, как Мария Александровна Ильюшина, Анатолий Иосифович Зятев, Ольга Родионовна Коростелёва, Альбина Романовна Рябовол – в будущем заведующая учебной частью,  Григорий Васильевич Хромогин, ставший впоследствии директором, старший воспитатель Василий Алексеевич Зелинский, Сергей Николаевич Доронин, Галины Степановны Ларичевой, Марии Арсеньевны Ларичевой, дополнивших состав преподавателей и работников, своим беззаветным служением одному из важнейших государственных дел – воспитанию подрастающего поколения, создавали уют, сравнимый с семейным.

И это так. Иначе не было бы писем от выпускницы Вали Смирновой, ставшей впоследствии учительницей начальных классов, от Лены Титовой и Нины Михалёвой, ставшими прекрасными мамами, а ныне воспитывающими уже собственных внуков, от Лены Поляковой, которая вспоминает как с ней, «трудной», да и с Сашкой Кузькиным занимались все. Особенно Сашке запомнилась «Кармен», как с любовью за глаза называли Асю Моисеевну Согинор, рано оставшуюся сиротой, после Суражского педучилища всю свою любовь отдававшую детям школы-интерната. А сколько получено писем, сколько было встреч и воспоминаний о Нине Игнатьевне Бойченко? Не раз её бывшие «любимчики», а ныне люди с высшим образованием, среди которых Валя Акименкова, Валера Горбков, Толик Тришкин и другие, помнят и говорят ныне ей спасибо.

Никак нельзя остаться равнодушным от отзывов о своих «бабушек»: Валентины Григорьевны Новиковой и Людмилы Афанасьевны Стёпиной. Умываться, заправлять крошечные кроватки шёлковыми лёгкими накидками, протирать пыль на подоконниках и мебели, делать «баню» для комнатных цветов, ухаживать за рыбками в аквариуме, танцевать, раскладывать ложки, быть самыми-самыми… И вдруг… наступает момент, когда этих маленьких, безобидных малышей нужно отдавать в другие руки. Что будет с ними? Привыкнут ли к новым воспитателям, к новым требованиям? Несомненно! В состав учеников их принимают две фронтовые подруги, две «бабушки»: Лариса Ивановна Жученкова и Анна Викторовна Сигеева. Не только в праздники доставались ребятам гостинцы из их ласковых рук, не только… И «любимчиков»-то у них не было. Они всех любили одинаково, всем отдавали тепло своих душ. Так же, как и Валентина Васильевна Смирнова, бывшая воспитанница школы-интерната, поразившая шалунов умением свистеть. Она была своей для воспитанников вплоть до ухода на заслуженный отдых по состоянию здоровья.

А сколько душевных сил стоило Бэле Георгиевне Ярой, Таисии Фёдоровне Дуденковой, Галине Степановне Ларичевой да и Галине Никаноровне с мужем, Владимиром Дмитриевичем Буряк, чтобы их воспитанники, «зелёные» юнцы могли называть «хороший товарищ», «хороший друг». Стеснялись ребята первое время Анатолия Иосифовича Зятева, да и, чего греха таить, немного побаивались. Только когда услышали они, как он играет на баяне, как заливисто поёт, да какие у него шутки и насколько задорен смех, сразу «зачислили в свои». Даже когда он директорствовал, в любое время любой воспитанник был для него человеком. Не малышом, не воспитанником, а человеком!

Евгения Кирилловна Антошкина, Нина Ивановна Качанова, Татьяна Васильевна Мурова, Ильюшины Василий Тарасович, Мария Александровна и Надежда Васильевна, Вера Григорьевна Тараскина Полина Георгиевна Доронина, Антонина Фёдоровна Бакутина, Альбина Григорьевна Финютина – энергия их сердец, бесконечная доброта и любовь послужили написанию воспитанниками не одного стихотворения, посвящённого им. Вот катрен одного из них:

Отыщи там, в уголочке,

Что учитель положил –

Его сердца там кусочки…

Он тебе их подарил.

Владимиру Романовичу Бруеву в период с августа 1979 по июль 1985 года выпала доля директора школы-интернат непростая. 410 детей, включая 82 ребёнка – две дошкольные группы, да и переход школы в ранг учебно-воспитательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выходец из многодетной семьи, Владимир Романович тепло семейного очага со свойственными ему хозяйствованием, добротой и юмором умело раздавал ребятам, оставаясь для коллектива сотрудников школы грамотным и требовательным наставником.

Мастер – «золотые руки» называли ребята Ивана Тихоновича Воронина, на уроки труда к которому всегда торопились с удовольствием. Татьяна Павловна Макарова, Евгений Леонидович Солдатенков, или, как его называли и преподаватели «вечный завуч», прекрасно владеющий методиками и умеющий находить в любом уроке «изюминку» со своей женой, Людмилой Васильевной немало положили сил и души для развития воспитанников. Да и перечислить всех, кто был неравнодушен к судьбам ребят, лишённых родительского крова, за истекшие полвека сложно. Г.Н.Рапопорт, З.Г.Мескина, В.Н.Дербенёв, В.С.Легачёва, М.С.Исаенкова, С.Н.Борисова, В.И.Котлярова, Г.В.Самохина, Е.А.Комягина, Л.Н.Антошкина, Л.И.Игнаткина, С.Н. и Г.Н.Песенко, Н.В.Марочкина, Л.Н.Воронина, Л.А. Стёпина, В.Ф.Золотёнков, Г.В.Удалых, и много-много других…

Непростое время переживает сейчас коллектив школы-интерната под руководством талантливого и влюблённого в свою работу педагога – Валентины Ивановны Поротиковой.

— Это ведь моя жизнь, мои дети, мои проблемы, — говорит Валентина Ивановна. – Куда же от семьи денешься? Люблю я их…

Им, влюблённым в свою работу, дети платят откровенной взаимностью.

С 50-летием, школа-интернат!

Григорий Белый

Комментарии

Нет комментариев

Извините, но комментарии для данного раздела не доступны

© 2003-2017. Администрация Жуковского муниципального района.

242700, Брянская область, Жуковский район, г.Жуковка, ул.Октябрьская д.1, телефон (48334) 3-26-71, факс (48334) 3-12-82, E-mail: adm@zh32.ru