Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Администрация Жуковского района

Официальный сайт


27 марта, 2020 | Рубрика: Новости и события

От “Синей блузы” до “Эффекта”

Когда только задумывалась статья о жуковском театре «Эффект», казалось, что написать её будет легко и просто. Тем более, сам автор является участником этого творческого объединения. Но оказалось — это не так. При подготовке статьи ко мне в руки попали фотографии 1930-х годов, на которых запечатлены участники молодежного коллектива «Синяя блуза» жуковского военно-обозного завода!

Кстати, первый коллектив под названием «Синяя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «живой газеты». Инициатор движения, его создатель, автор и один из исполнителей — Борис Южанин. Очень скоро аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через 5 лет по типу «Синей блузы» в СССР работает 7000 подобных коллективов, профессиональных и, в основном, самодеятельных.

Кроме того, нашлась фотография драмкружка мех-завода, датированная 1939 годом, и грамота с дипломом, выданные театральному коллективу клуба жуковского механического обозо-строительного завода с датой получения: 17 мая 1941 года.

Намного позже, где-то в 70-ых годах прошлого века, при Доме культуры велозавода функционировал Народный театр. И этому тоже есть фотоподтверждение.

Казалось бы, какое отношение все это имеет к театру «Эффект», который начал работать в Жуковке в 2014 году? С одной стороны, практически никакого, а с другой — это история становления нашего города, его культурной жизни. Ведь всего за месяц до начала войны жуковский театральный коллектив занял первое место на смотре театральной самодеятельности Жуковского района, тогда ещё Орловской области. Жуковчане жили, творили, надеялись, мечтали, строили планы, а уже в июне 41-го пришла война, которая перевернула всё с ног на голову.

Эти фотографии дают возможность задуматься о прошлом наших земляков, о том, каким оно было, что они пережили и как справились с этим. В общем, именно о тех вопросах, которые составляют, на мой взгляд, одну из основ театрального искусства на протяжении многих веков его существования.

Непосредственно театр «Эффект» был создан в 2014 году режиссером Жуковского районного Дома культуры Татьяной Анатольевной Сидоровой. Татьяна Анатольевна сильный человек, прекрасный режиссер, работать с ней интересно и увлекательно.

Новые идеи рождаются у неё на каждой репетиции, порой, актеры с трудом поспевают адаптироваться к её быстро меняющимися концепциям. Но предлагая что-то новое, она всегда советуется с исполнителями, пытается найти жест или действие, отвечающее внутреннему состоянию не только персонажа, но и самого актера. Тем более, участники коллектива разноплановые и разновозрастные.

При создании театра в его состав вошли участники студии актерского мастерства «Вития», которой до 2013 года руководила Екатерина Желдакова, кстати, также ученица Татьяны Сидоровой. Кроме того, в коллектив влились жители среднего и старшего возраста.

За два года существования театр собрал настолько внушительное портфолио и представил столько качественных постановок, что в 2016 году ему было присвоено звание — Народный.

На данный момент в коллективе 6 групп — взрослая, старшая, средняя, младшая, арт-группа и подготовительная. Всего 72 человека. Самому младшему участнику — 5 лет, а самому старшему — 78.

В связи с тем, что настолько разнится возрастной состав участников, спектакли театра рассчитаны на абсолютно разную аудиторию. Все — от мала до велика — найдут для себя интересные постановки.

Для детской аудитории можно выделить спектакли о школьной жизни «Весёлый ералаш или про жизнь детскую», «Там, на неведомых дорожках», посвященный творчеству и юбилею А.С. Пушкина, спектакль-сказку в современной интерпретации о царевне Несмеяне «Суматоха в царстве Гороха».

Подросткам будут интересны несколько другие постановки. Например, драма по мотивам пьесы Евгения Рык «Семь шагов до бессмертия» о подвиге белорусского парня Михаила Мороза, вынесшего снаряд с картофельного поля и спасшего много людей, ценой своей жизни; спектакль-реквием «Писем белые стаи», основанный на письмах реальных солдат Великой Отечественной войны из Брянской области (на верхнем снимке); литературно-музыкальная композиция «Четыре царственные розы» о великих княжнах; спектакль «Апрель 45-го» по мотивам пьесы А. Гуркова о детях, находящихся в концлагере; драма о проблемах школьной жизни «9 кла$$ники» по мотивам пьесы Аси Котляр «Страсти-мордасти»; спектакль по произведениям русских и зарубежных классиков школьной программы «…И жизнь, и слёзы, и любовь». Кстати, многие из этих постановок заинтересуют и людей более старшего возраста. Кроме того, рассчитаны на взрослую аудиторию и спектакли «Русское лото» по пьесе В. Сигарева, драма о сегодняшней ситуации на Донбассе по пьесе А.Котляр «Мамки».

За время функционирования театра накопилось огромное количество дипломов, подтверждающих победы и призовые места в большом количестве конкурсов, начиная с районного уровня и заканчивая международным.

Конечно, всё это очень важно, когда речь заходит о конечном результате работы любого коллектива. Но сегодня, хочется немного рассказать о том, почему после трудового дня идешь не домой, а в театр. Лично для меня здесь два фактора и они достаточно очевидны: репетиции и спектакль.

Отмечу, что выбор пьесы, тоже довольно увлекательный процесс. Ведь читая произведение начинаешь представлять героев: их мимику, жесты, как они могут ходить, двигаться. На этом этапе с головой погружаешься в мир пьес, потому что найти материал, который понравится сразу всем — непросто. Но когда эта полоса пройдена, наступает время репетиций.

Репетиции — это отдельная тема. В это время создается потрясающая атмосфера общности интересов. Все актеры вместе с режиссером делают одно дело — создают спектакль. И здесь важно мнение каждого, что человек думает о своей роли, а иногда и о чужой, как представляет своего персонажа: его походку, манеру разговора, прожитую жизнь.

Вместе с партнерами и режиссером обсуждаешь детали, придумываешь действия. Это интереснейшее время работы над спектаклем, когда в абсурде, усталости, смехе, творческом тупике рождается верное действие, оценка, взгляд. Порой это время для серьезного обсуждения, а порой для возможности подурачится, посмеяться.

На каждой репетиции чему-то учишься, и очень часто это не только какие-то специальные навыки сценического искусства, а терпение и любовь к ближнему. Репетиционный процесс помогает не только учить текст, но и узнать партнера, понять, как с ним взаимодействовать.

Ещё один магнит театра — это спектакль. Вернее, адреналин, который поступает в кровь с выходом на сцену. Безумно колотится сердце, волнение зашкаливает перед первым шагом, но как только он сделан — возникает другая реальность, в которой совсем по-другому течет время. Оно то сжимается, то мчится галопом, час-полтора пролетают как несколько минут. Казалось, вот только что переживал, волновался перед выходом на сцену и вдруг — поклон, спектакль окончен, занавес.

Всё это, конечно, только мои впечатления. Но думаю, у моих коллег по сцене все происходит примерно также, во всяком случае, похоже.

Помните, фразу из фильма «Москва слезам не верит» о том, что скоро не будет ничего: ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение. Хочется верить, что такое время вряд ли настанет, ведь в театре, как нигде, происходит живое общение человека и актера. Как зритель могу сказать, что ни один фильм, каким бы замечательным он ни был, не даст того чувства сопричастности к происходящему, которое дает спектакль, когда ты не только видишь актера но и чувствуешь его энергетику, его посыл в зал.

Поэтому театру «Эффект» хочется пожелать дальнейшего развития, покорения новых высот, а также творческого долголетия.

Автор — Е. Колобова

Комментарии

Нет комментариев

Извините, но комментарии для данного раздела не доступны