Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Администрация Жуковского района

Официальный сайт


15 апреля, 2020 | Рубрика: Новости и события

Нести в себе добро

Мир кукол… Удивительный и прекрасный. Сколько в нем скрыто волшебства и тайного смысла! И в этом мире абсолютно комфортно чувствует себя Лилия Александрова, мастер из Гостиловки.

Изготовлением кукол она занимается довольно давно. Вообще, Лилия Евгеньевна человек разносторонне одаренный. С детских лет она любила петь, танцевать, рисовать. Возможно, поэтому и свою профессиональную деятельность связала с творчеством. В данный момент она работает в Гостиловке заведующей клубом. Безусловно, профессия обязывает к творчеству.

В общем-то, и увлечение куклами тоже началось в рамках профессиональной деятельности. В далёком 2007 году творческим работникам области было предложено принять участие в выставке Брянского областного центра “Народное творчество”. Тогда Лилия Евгеньевна на конкурс привезла своих тряпичных кукол и стала Лауреатом II степени. При этом на тот момент у неё уже была создана композиция из природных материалов, где была представлена деревенька. Из веточек сделаны дома, из травы — жители, одетые в народные костюмы, разная живность. Эту композицию она подарила. Кстати, многие свои работы мастер дарит.

Тряпичных кукол Лилия Евгеньевна начала делать в то время, когда не было рекомендаций по их изготовлению. Можно сказать, что первые куклы создавались по наитию. Затем она заинтересовалась обрядовыми куклами, игровыми. Когда поняла, что куклы у неё получаются и есть уже опыт, стала проводить мастер-классы, обучать детей. Через игру Лилия Евгеньевна рассказывает ребятам о куклах, о костюме, о том, что символизирует каждая его деталь.

Есть в её коллекции поистине раритет: кукла, одетая в аутентичный костюм Летошницкого поселения, причем перешит он из настоящего костюма, а пайеткам, использованным в головном уборе, — более 120 лет. Обута кукла в лапти, сплетенные мастером. Со временем подобный вид творчества стал распространяться всё шире и шире, и Лилия Евгеньевна отошла от него и стала заниматься авторской куклой.

Её новым увлечением стали куклы, изготовленные из керамопласта. Первая кукла в этой технике — поваренок. Почему именно этот образ пришел к ней, Лилия Евгеньевна не знает. Но поваренок получился очень добрым, с большой ложкой. Доброта — отличительная особенность всех кукол Лилии Евгеньевны, даже если на лице куклы нет улыбки, она все равно несет в себе положительное начало.

Есть у неё куклы, выполненные в разных техниках, но объединенные в один цикл «Мы так жили». Здесь она хочет воплотить цепочку от той самой куклы в костюме Летошницкого поселения до современности. Есть в нем уже и мальчишка, одетый по моде 50-60 годов 20 века, и старички, примерно того же времени, и девочка.

К Дню Победы Лилия Евгеньевна планирует сделать целую композицию: партизаны возле костра, маленькая девочка танцует, аккомпанирует ей партизан без ноги. Медсестра перевязывает бойца. Ещё одна задумка -создать дедушку с бабушкой с орденами на дне Победы — как дань уважения и преклонения перед поколением Победителей.

Создавать кукол сложно, но очень интересно, говорит мастер. Достаточно непросто сделать лицо. По несколько недель уходит на создание лица куклы. Да это и не удивительно, ведь именно лицо — главная составляющая. Сначала мастер его лепит, оно должно обязательно выглядеть так, как задумано. Если что-то не устраивает Лилию Евгеньевну, то начинаются мучительные искания. В этом помогает наждачная бумага. Кропотливо работает мастер над образом, ведь у каждой куклы свой характер.

Когда готово лицо, приходит черед остальных элементов. Для волос использует и нитки, и искусственные волосы. Руки, ноги изготавливаются также из керамопласта. Основа кукол — проволока, синтепон, капрон.

Лилия Евгеньевна отмечает, что материал для кукол несут жители родной Гостиловки: у кого-то нитки завалялись с незапамятных времен, у кого-то отрез материала, у кого-то старые рушники, вроде выбросить жалко, а у мастера, они знают, все пойдет в работу. Вот так и появляются пальто, шубки, шапочки не из современной синтетики, а из добротных аутентичных материалов эпохи, в которой сработана кукла. Мастер выражает огромную благодарность жителям деревни. Ведь сейчас сложно найти ткани, которые были в ходу ранее.

Многие куклы настолько проработаны, что жители узнают в куклах своих односельчан и это при том, что у Лилии Евгеньевны нет задачи создать кукол, похожих на реальных прототипов. Вспоминает она случай, когда созданная пара бабушки и дедушки напомнила одной из односельчанок крепкую супружескую пару, которая справила золотую свадьбу. Когда мастер создавала своих кукол, она не думала об этой паре, но после слов односельчанки пригляделась, а ведь и правда похожи. Такие же добрые, приветливые лица у старичков.

Разные куклы у Лилии Евгеньевны, из разных материалов. Есть в её коллекции и мультяшные персонажи, есть и новогодний цикл, есть и пасхальный, созданы они из природных материалов, из материи, из керамопласта, но всех их объединяет посыл добра, заложенный мастером. А ещё какой-то беззащитной трогательности, которая проглядывает за каждой из них. Наверное, именно это и должна нести в себе кукла — добро.

Автор — Е.Колобова
Газета «Жуковские Новости»

Комментарии

Нет комментариев

Извините, но комментарии для данного раздела не доступны