Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Администрация Жуковского района

Официальный сайт


Рынок труда

Ситуация на рынке труда Жуковского района

Районный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.
При сокращении внутреннего валового продукта в 1990-1996 годах на 52,5 процента численность занятых на предприятиях района уменьшилась с 16,6 т. человек до 14,0 т. человек, или на 15,7 процента.

Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 1.9 т. человек. При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных отраслях.
Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990-2000 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, солиально-психологическими и другими факторами.
Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов, увеличилась к началу 2001 года до 21,04 т. человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения «детей войны» и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы,предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003-2005 годах,которые станут последними годами увеличения численности трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение — начало старения экономически активной части населения.
Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.
В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992 по 2001 год возросла с 17,6 до 25.2 процента.
С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.
За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой не обратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров. Между тем, для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.
Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рынках труда.
Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, и являются основными причинами низкого уровня оплаты труда.
Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства.
Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.
Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны , экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин, которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.
Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в 1999 году ( после финансового кризиса 1998 года)- 3,05 т. человек, или 18.2 процентов экономически активного населения
Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в 1996 году — 1076 человек, или 6,6 процента экономически активного населения.
Экономический рост привел к снижению уровня регистрируемой безработицы в 2001-2002 годах до 1,4 процента.

Факторы, влияющие на развитие рынка труда

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда района в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие факторы:
— увеличение в 2003 — 2005 годах численности населения трудоспособного возраста;
— сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
— профессиональный уровень значительной части работников не соответствует требованиям, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;
— недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения;
— cохранение высокого уровня неэффективной занятости;
— .недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;
— рост напряженности на рынке труда в сельской местности;
— сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан ( молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и др.) обусловленной ужесточением требований работодателей.

Основные направления действий на рынке труда

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003-2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики района и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике ( реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, модернизация системы среднего и высшего образования и др.)
В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003-2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2003-2005 годах являются:
— обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
— повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требования рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающего базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
— уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
— динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
— создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
— поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
— разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах, по группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
— разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней;
— развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям,
— востребованным на рынке труда;
— улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
— развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
— совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;
— внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы;
— реализация принципа адресности в работе службы занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.
— обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан получения в полном объеме предоставляемых центром занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
— разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения;
— развитие различных форм семейного бизнеса;
— развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;
— усиление оперативной работы службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;
— развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов службы занятости;
— совершенствование технологии работы службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражд

Анализ состава безработных, состоящих на учете в Жуковском районном центре занятости

На начало 2003 года в Жуковском центре занятости состояло на учете в качестве ищущих работу 248 человек, из них безработных 231 человек. В течении шести месяцев 2003 года в центр занятости обратилось 1943 человека, статус безработного получили 343 . Из числа состоящих на учете граждан, при содействии центра занятости, было трудоустроено 508 человек, в том числе 159 безработных.
В рамках программы финансовой помощи безработным, относящимся к категории социально слабо защищенных, трудоустроено 19 безработных. Направленно на общественные работы 96 безработных граждан.
При содействии центра занятости прошли переобучение 75 безработных по специальностям: пользователь ПК, парикмахер, водитель, бухгалтер, автокрановщик. 980 человек получили консультации по профориентации. Из числа длительно неработающих безработных, молодежи, не имеющей опыта работы, 48 человек приняли участие в работе Клуба ищущих работу.

За шесть месяцев 2003 года предприятиями и организациями района было заявлено в центр занятости 938 вакансий.
На 20.06.2003 года в центре занятости Жуковского района состоят на учете 285 безработных из них 188 (65.9%) — женщины, 45 (15.8%) — молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 60 безработных (21%)- инвалиды.
Уровень регистрируемой безработицы составляет 1.6% от экономически активного населения района. Средняя продолжительность безработицы — 5.2 месяца, уровень застойной безработицы — 4.6%.

Директор центра занятости Хлусова М.С.

Исполнитель: Парфенова Т.В.
Телефон: 3-10-90

© 2003-2017. Администрация Жуковского муниципального района.

242700, Брянская область, Жуковский район, г.Жуковка, ул.Октябрьская д.1, телефон (48334) 3-26-71, факс (48334) 3-12-82, E-mail: adm@zh32.ru